Научно-методическая деятельность

В проводимом на базе Детской школы искусств им. Н.Г. Рубинштейна  эксперименте преподавателем Журовой Еленой Борисовной осуществлялось внедрение Педагогической модели развития ценностного отношения у подростков к произведениям музыкального искусства в условиях освоения нового учебного курса «Музыкальное содержание». Были апробированы педагогические подходы к освоению музыкального искусства подростками, а также экспериментально подтверждены методические рекомендации по их применению для преподавателей дополнительного музыкального образования. В частности, проверялась Технология развития ценностного отношения у подростков к музыкальному искусству на основе осмысления содержания музыки и её выразительных средств в контексте вводимого нового понятийного аппарата, её эффективность в работе с современными подростками (учащимися старших классов ДМШ и ДШИ).

 В процессе формирующего эксперимента по развитию у подростков ценностного отношения к музыкальному искусству осуществлялось внедрение в учебно-образовательныйпроцесстакихсовременных педагогических технологий, как «Учение через обучение»,«Диалог культур», арт-педагогика, внутрипредметная, межпредметная и междисциплинарная интеграция,синектика, проблемноеобучение, стилевой подход, концентрированноеобучение, ИКТ. Врезультате чего была установлена динамика развития у подростков ценностного отношения к музыкальному искусству. Положительный рост динамики можно проследить в зависимости от погружения учащихся в подготовку к открытым урокам, семинарам, зачётам по новому предмету «Музыкальное содержание», а также в разработкеучащимися проектов, где концептуальной основой становятся основополагающие категории теории музыкального содержания: конкурсов, фестивалей, олимпиад, детских конференций и форумов, новых культурно-образовательных традиций в школе (интегральный интерактивныйобщешкольный проект «Интерпретация» –  идея автора), а также и другой совместной общешкольной проектной и исполнительской деятельности учащихся старших классов.

Имеется подтверждение эффективности разработанной методики по развитию у подростков ценностного отношения к произведениям музыкального искусства, применяемой впроцессе работы преподавателями различных специальностей следующих ДМШ и ДШИи других учреждений дополнительного музыкального образования:

ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна (ЦАО1, Москва);  ДШИ «Классика» (г. Одинцово); ДШИ им. М.А. Балакирева (ЮВАО, Москва);  ДМШ им. Б.В. Асафьева (ЮАО, Москва);   ДМШ №9 (г. Харьков, Украина);  МОУ ДОД ДМШ (г. Лыткарино);  ДМШ №10 им. В.А.Гаврилина  (г. Екатеринбург);     ГБОУ г. Москвы Центр детского творчества «Детский музыкальный  театр «Домисолька»; ООО МАМИ «Живая гармония»; ГОУ СШ (г. Жуковка);  ДМШ им. Н.А. Алексеева; Международный музыкальный центр и другие.

Таким образом, в процессе проводимого эксперимента выявлены позитивные результаты внедрения разработанной авторской методики в работе с современными подростками (учащимися старших классов ДМШ и ДШИ), а именно: выявлена эффективность целостного анализа музыкальных произведений, что  способствует направленности подростка на практическую реализацию сформированных ценностей в виде проявления творческой инициативы и активного самовыражения в музыке.  Результаты исследования убедительно подтверждают, что освоение музыкального содержания в контексте выразительно-смысловой сущности музыки является мощным фактором активизации ценностного отношения у современных подростков к музыкальному искусству.